Дома-корабли



«Дома-корабли» — так в народе прозвали дома серии 1-ЛГ-600, активно строившие в 1970-е в Ленинграде и некоторых других городах. В «брежневские» времена эти строения, похожие на палубные надстройки океанских лайнеров, казались комфортным и даже почти престижным жильем. Сегодня квартиры в них зачастую не дороже «хрущевок».

«Новая технология»


Первоначально «дома-корабли» строились Автовским домостроительным комбинатом (ДСК-3) по проекту Ленинградского зонального института экспериментального проектирования (ЛЕНЗНИИЭП). Серия 1-ЛГ-600 включала в себя девяти-, двенадцати- и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций (подъездов). В их числе - односекционные (точечные) дома, пяти-, семи- и девятиподъездные. В отличие от хрущёвок, в «кораблях» есть лифт и мусоропровод. Есть также варианты с улучшенными планировками, предназначенные для жилищно-строительных кооперативов, и пятиэтажные «кораблики» без лифтов для пригородов.

Но главное отличие «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений — новый принцип проектирования — блок-секционный. То есть разница между «хрущевской» и «корабельной» застройками примерно такая же, как между трехстворчатым «ждановским» шкафом и югославской мебельной стенкой. Набор типовых проектов, словно стандартный мебельный гарнитур, позволял проектировщикам «обставлять» целые кварталы.

В некоторых районах Ленинграда (например, на Юго-Западе) «дома-корабли» строились с кирпичными вставками и представляли собой кривые линии. Подобный тип застройки использовался для гашения сильного морского ветра в прибрежных районах.

В 1970—1980-х годах на базе 600-й серии были созданы более современные 602-я серия и 606-я серия. Строительство домов 606-й серии осуществляется до сих пор.

В окне — только небо


В объявлениях об обмене квартир в «кораблях» часто указывали: «новый дом чешской серии» (хотя на самом деле, если быть точным, в основе 1-ЛГ-600 лежал польский проект). Действительно, в домостроительной серии 1-ЛГ-600 — непривычной для нашего климатического пояса и жизненного уклада — угадывается множество заимствований из зарубежного опыта. В «кораблях» мало однокомнатных квартир, зато встречаются пятикомнатные — такие, где из проходной «кают-компании» (18 кв. м) можно попасть в одну из трех спаленок (6,2, 8,7 и 9,8 кв. м).

Кухни в «кораблях» — небольшие, всего 6,1-6,3 кв. м (в «кооперативной» модификации до 9 кв. м), однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться столь ограниченным пространством, поставив вдоль внешней стены обеденный стол или диван.

В некоторых «домах-кораблях» встречаются миниатюрные спальни с верхним расположением окна: только такой оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение, немногим большее 6 кв. м. Отечественному потребителю новация пришлась не по вкусу: подобрать в условиях дефицита подходящую для такого случая мебель было непросто. К тому же окна с видом на небо иногда уместны в просторных апартаментах с неизолированными пространствами холлов и гостиных, но никак не в малогабаритных квартирах, расчлененных на миниатюрные комнатки.

Не жалейте краски


Приобретая квартиру в «корабле», следует помнить о том, что это дом с хорошим запасом прочности, однако достигается она за счет жесткого несущего каркаса. Одна из издержек такой конструкции — плохая межквартирная звукоизоляция: громкий телефонный звонок не останется не услышанным обитателями соседней квартиры.

Поскольку в домах серии 1-ЛГ-600 практически все внутренние стены — капитальные, серьезные перепланировки в них невозможны. Даже, казалось бы, безобидная попытка превратить межкомнатную дверь в арку может иметь печальные последствия. Для того чтобы повесить в такой квартире полку или кухонный шкаф, необходимо запастись хорошим перфоратором и набором дюбелей. Единственная «реконструкция», которую может позволить себе владелец квартиры в «корабле», — разборка стенных шкафов, «съедающих» значительную часть полезной площади прихожей. Но это ни к чему: другого места для расположения кладовок в предельно рационально распланированной квартире попросту нет.

В отличие от прочных внутренних перегородок, не позволяющих вбить гвоздь, наружные стены из легких газобетонных панелей пилятся обычной пилой. Впрочем, эта информация что называется для общего развития: «опустить» до привычного уровня расположенное под потолком окно никакая межведомственная комиссия не позволит. Но почему бы не попытаться обратить недостаток в достоинство и не обставить спальню (кухню) так, как было задумано проектировщиками? Благо, такого явления, как дефицит, в мебельных магазинах давным-давно не наблюдается. К тому же видеть небо все-таки намного приятнее, чем иные дворы.

Обитателям «кораблей» знакомо и другое свойство их квартир: в случае перебоев с отоплением, они довольно-таки стремительно вымерзают. Радикальный способ утепления — обшивка наружной стены (разумеется, изнутри) гипсокартонными плитами с прослойкой утепляющего материала. Между тем, вопреки расхожему заблуждению, тепло улетучивается не через стены, а сквозь трещины, щели, разошедшиеся стыки между панелями (традиционные слабые места — стыки в углах). Лечится все это — бетонным раствором, шпаклевками, строительными пенами в аэрозольных упаковках.

Еще одна типичная «корабельная» проблема — протечки наружных стен. Но заботиться о внешней стороне должны работники эксплуатирующих организаций. И если они не будут жалеть фасадной краски, — непотопляемые «корабли» 1970-х ждет еще долгое «плавание».